Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Корнилов относился отрицательно к «провоцированному самонаблюдению» вюрцбургской школы

В обстоятельных, содержащих большой экспериментальный материал статьях Рыбникова «Опыт экспериментального исследования узнавания и репродукции» и Экземплярского «Материалы к вопросу о типах представлений», посвященных проблемам памяти, мы находим те же черты, что и в рассмотренной выше статье Корнилова: экспериментальную проверку и уточнение данных, полученных в исследованиях, которые тогда рассматривались как классические (надо отметить, что коррективы, внесенные Рыбниковым и Экземплярским, подчас весьма ценны), применение методики, канонизированной Г. Эббингаузом, Э. Мейманом и другими, широкое использование самонаблюдения, отрыв лабораторного исследования памяти от задач практического овладения способами успешного заучивания в условиях обучения и т. д. Эти работы, несомненно интересные, написаны, как и статья Корнилова, в традициях вундтовской «физиологической» психологии и разделяют принципиальные недостатки последней.

Конечно, было бы большой ошибкой отождествлять теоретическое «кредо» Челпанова с эмпирическими исследованиями его учеников и сотрудников и делать Корнилова, Рыбникова и Экземплярского сознательными адептами челпановского идеализма. То, что было принципиальной позицией главы школы, для сотрудников являлось лишь постулатом, усвоенным стихийно и, как им тогда казалось, не мешавшим вести плодотворную работу в области психологии. О том, что сотрудники Челпанова не разделяли всех взглядов своего учителя, говорит следующий факт: в полемике последнего с Нечаевым по вопросу о связи психологии с нуждами педагогики они, по существу, встали в оппозицию к Челпанову.

Как было упомянуто, Корнилов относился отрицательно к «провоцированному самонаблюдению» вюрцбургской школы (с которой явно заигрывал Челпанов) и в этом вопросе стоял ближе к Ланге. О том же говорит и решительный разрыв Корнилова с Челпановым после Октябрьской революции. Народный учитель с далекого Алтая, окончивший в 1910 г. Московский университет и ставший ассистентом Челпанова, Корнилов видел в своей научной деятельности способ служить демократическим идеалам и ни в какой мере не разделял реакционных убеждений своего руководителя. «Я понял, — писал Корнилов, — что выброшенный счастливой волной наверх из народной учительской массы, я обязан отдать все свои силы на служение тем, кого в прошлом много карали, но никто не ласкал». Однако в дореволюционные годы Корнилов не шел дальше, если так можно выразиться, эмоционального неприятия крайностей идеологической позиции Челпанова.

Подход Корнилова к методологическим вопросам был типичен тогда для многих представителей эмпирической психологии, которые, добросовестно заблуждаясь, были уверены, что отказ от вмешательства в философские споры может спасти чистоту научного исследования. В выступлении на Втором Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике в 1913 г. Корнилов говорил, что он «всеми силами старался удержаться от всяких философских обобщений», которые напрашивались как выводы из его экспериментальных данных. Это стремление во что бы то ни стало оставаться лишь «в области точно проверенных научных фактов» свидетельствовало о философской слабости психологов-эмпириков. Челпанов, который сам был не прочь поговорить о «точно проверенных научных фактах», весьма часто н легко переходил к философским обобщениям метафизического толка.

Было бы, однако, ошибкой на основании всего того, что сказано о деятельности Челпанова в предреволюционные годы, рисовать его портрет только черной краской, а самого его ставить в один ряд с такими ретроградами, как Франк и Лопатин. Нельзя закрывать глаза на то, что Челпанов был энтузиастом психологического исследования. Его усилиям во многом обязан своим великолепным оборудованием для экспериментальной работы Московский психологический институт.

Яндекс.Метрика