Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Характеристика разновидностей эмпирической психологии

Уже накануне Октябрьской революции последнюю попытку защитить и реставрировать умозрительную психологию предпринимает С. Л. Франк. В книге «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию» Франк прямо говорил о необходимости восстановить в правах психологию как науку о душе «в старом буквальном и точном смысле слова». Он сетовал, что в настоящее время отсутствует заслуживающая упоминания философская литература о природе души. После Шеллинга и Мен де Бирана «сплошная пустыня», констатировал Франк. Спиритуалистическая психология, по Франку, одинаково далека как от физиологии, так и от науки о душевных явлениях (эмпирической психологии): «Мы хотим познавать не проявления жизни души во внешнепредметном мире, не чувственно-телесную оболочку ее, а само ядро, само существо душевной жизни как таковой». Единственная наука, заслуживающая названия психологии, — это, по Франку, «философская психология» как учение о природе душевной жизни и об отношении этой области к другим областям бытия. Философская психология Франка представляет собой возврат к средневековой схоластике и мистике. Назад, к Платону, Плотину, к стоикам, к «глубокомысленному учению Каббалы» — таков лейтмотив «психологических» устремлений Франка. «Философия души, — заявлял он, — то, что в единственно подлинном смысле заслуживает названия психологии, издавна и постоянно питалась религиозными интуициями»

Книга Франка, означающая поворот правого крыла психологин к откровенному, без оговорок и заигрываний с естествознанием, спиритуализму, была восторженно принята философами-идеалистами.

Революция оборвала «глубокомысленные» философские искания метафизиков и спиритуалистов в области психологии. Через несколько лет, уже в эмиграции, некоторые из них, и в частности Франк, предельно оторванные от жизни, продолжили свои спекулятивные метафизические построения.

Характеристика разновидностей эмпирической психологии, как и ее представителей, составляет значительную трудность ввиду многочисленности последних, пестроты их психологических воззрений и эклектичности методологических позиций. К этому направлению могут быть отнесены Г. И. Челпанов, А. П. Нечаев, Г. И. Россолимо, Б. Ф. Чиж, И. А. Сикорский, П. Ф. Каптерев. А. А. Крогиус, К. И. Поварнин и многие другие. Не рассматривая психологических взглядов каждого из них, остановимся на деятельности Челпанова, Нечаева и Россолимо, сыгравших более видную роль по сравнению с другими представителями эмпирического направления в психологии.

Г. И. Челпанов лишь очень условно может быть отнесен к лагерю эмпирической психологии. Он никогда не замыкался в кругу проблем эмпирической психологии и в идейной полемике тех лет выступал как представитель умозрительной психологии. С этих позиций написаны его теоретические работы «Мозг и душа», университетский курс психологии, статьи в журнале «Вопросы философии и психологии». Челпанов пытался подвести идеалистическую базу под экспериментальную психологию и таким образом оторвать ее от материализма. Начиная изложение истории Московского психологического института, он писал: «В 1888 г., в марте, я прочел в Московском психологическом обществе доклад, в котором я доказал философам, что экспериментальная психология не ведет к материализму»29. Именно из-за этой двойственности Челпанова нельзя отнести к числу типичных представителей эмпирической психологии, хотя он и являлся ее крупнейшим деятелем.

Краеугольным камнем психологической концепции Челпанова была теория «эмпирического параллелизма» души и тела, восходящая к психофизическому параллелизму ВуНдта. Эта теория сформулирована в книге «Мозг и душа», носящей характер философского введения в психологию.

Яндекс.Метрика