Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Введенский провозглашает самонаблюдение «неизбежным», «основным», «главным методом»

Неокантианские концепции Введенского и его сторонников уже тогда встретили отпор со стороны представителей естественнонаучного направления в психологии. Агностические идеи, содержащиеся в диссертации Орбели, подвергались критике со стороны П. Ф. Лесгафта, который весьма подробно рассмотрел его работу в статье «О явлениях рефлекторных» (1909). Особенно резкий протест вызвало у Лесгафта «Метафизическое введение», где Орбели приводил выдержки из лекции Введенского по психологии и приходил к мнению, что «даже там, где душевная жизнь существует, сопутствующие ей телесные (физиологические) процессы совершаются по собственным своим законам так, как если бы душевной жизни не было бы», повторяя тем самым излюбленную формулу Введенского. «При такой постановке вопроса, — по мнению Лесгафта,— следует совершенно отвергнуть всю психиатрию и даже всю медицину, а также и педагогику и нельзя признавать за всеми этими дисциплинами никакого научного значения». Лесгафт выразил категорическое несогласие с этими выводами, ссылаясь на данные экспериментального изучения психики животных и человека, на достижения физиологии, анатомии, общей биологии и психологии.

Против метафизических построений Взеденского неоднократно резко выступал В. А. Вагнер. В статье «О задачах современной философии» Введенский выдвигал тезис, согласно которому есть два рода творчества и два рода гипотез: «механическая» и «органическая». «Для первой точкой отправления и опоры служит механическая необходимость, строгая законосообразность, связывающая железным законом явления близкой к нам видимой действительности, для второй точкой отправления являются запросы и постулаты нашего идеального самопознания, нашей внутренней свободы, которую мыслитель и проецирует вне себя и предполагает в основе мира и мирового процесса». По поводу этих мыслей Введенского Вагнер делает ряд критических замечаний: «Во первых ...построения, точкою отправления которых являются «запросы идеального самосознания, высшей внутренней свободы, которую мыслитель проецирует вне себя», безусловно антинаучны; что же касается, во-вторых, до того, могут ли вообще иметь какое-нибудь значение построения такого рода...», то Вагнер считал, что «истины храбрым полетом за облака не получишь, а вздор метафизического характера получить можно, и в этом-то именно и заключается коренное различие между творчеством в науке и метафизике». Вагнер напоминает, что «гипотезы, с изумительной храбростью и решительностью набросанные воспарившей за облака мыслью Шеллинга, лет через 20 превратились в мусор». К этому остается добавить, что метафизические идеи самого Введенского превратились в мусор истории, не просуществовав и 20 лет.

Отличаясь от Лопатина кантианским подходом к предмету психологии, Введенский обнаруживает солидарность с ним в оценке психологических методов и в отношении к экспериментальной психологии. А эти вопросы являлись едва ли не важнейшими и определяющими позицию ученого в идейной борьбе, характерной для того периода развития психологии в России.

Подобно Лопатину, Введенский провозглашает самонаблюдение «неизбежным», «основным», «главным методом», так как душевные явления сознаются и воспринимаются только тем лицом, которое их переживает. Ему «даже кажется сомнительным, нужно ли рядом с ним пользоваться объективным наблюдением»2. При этом он особенно рекомендовал обращаться к данным самонаблюдения, содержащимся в религиозно-нравственной литературе. Вслед за своим учителем А. И. Владиславлевым Введенский сожалеет, что остались совершенно неиспользованными «сочинения аскетов и подвижников (Исаака и Ефрема Сиряна, Саввы Дорофея, Иоанна Лествичника и др.), хотя они внимательно погружались в самих себя, тщательно изучая изгибы сердца и желаний, гнездо и корни греховных наклонностей и помыслов».

Яндекс.Метрика