Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

А. И. Введенский и его система идеалистической психологии

Другую систему идеалистической психологии развивал профессор Петербургского университета и председатель Петербургского философского общества А. И. Введенский. Различие между системами Лопатина и Введенского определялось во многом их принадлежностью к разным философским идеалистическим школам, общее— борьбой против распространения материализма в России. Впрочем, приемы борьбы против материализма в психологии, использованные Введенским, отличались большей тонкостью и изощренностью, чем откровенный спиритуализм и метафизика Лопатина.

Собственно психологии посвящена лишь одна большая работа Введенского — «Психология без всякой метафизики». Эта работа, впервые опубликованная в 1914 г., приобрела определенную известность.

В основе психологической системы Введенского лежит признание абсолютной и принципиальной непознаваемости психической жизни. Исходя из канговской концепции трансцендентности понятия души нашему сознанию и считая, что понятие о душе никогда не может превратиться в знание, он находил, что предмет психологии— это предмет не науки, а веры. Трансцендентные предметы (среди них и душа) составляют область метафизики, а поэтому из психологии следует выбросить учение о сущности психики как метафизическое. Исключив рассуждения о сущности психики, ее содержании и формах, ее отношении к другим предметам, мы, утверждал он, получаем «психологию без всякой метафизики».

Таким образом, Введенский пытался с позиций кантовской философии обосновать построение психологин без выяснения того, что составляет ее сущность, ограничившись описанием различных душевных явлений. Однако его отказ от каких-либо общих теорий в отношении предмета психологии при ближайшем рассмотрении оказывается научной фикцией. Здесь же Введенский вынужден сформулировать свое решение психофизической проблемы, проблемы в общем-то «метафизической» (в понимании кантианца): «Душевные явления почему-то возникают всегда параллельно с определенными процессами головного мозга». Тем самым он объявлял «метафизическими», по существу, лишь монистические учения о Психике, а «неметафизической» — дуалистическую концепцию параллелизма.

Еще в работе «О пределах и признаках одушевления»9 Введенский пытался доказать, что чужая душевная жизнь никаких объективных признаков не имеет, так как объективно можно наблюдать лишь телесные изменения, но никак не душевные явления. Отсюда им делается вывод о недоказуемости существования и непознаваемости психики другого человека. В дальнейшем он формулирует «психофизический закон Введенского»: «Там, где наверное существует душевная жизнь (то есть во мне самом), она всегда течет таким образом, что соответствующие ей телесные явления совершаются по собственным материальным законам, так, как будто бы там совсем нет душевной жизни».

Легко заметить, что в основе «психофизического закона Введенского» лежит принцип дуалистического противопоставления души и тела, духовного и телесного, т. е. определенный «метафизический» принцип, без которого автор обещал обойтись. Все это показывает, что «психофизический закон Введенского» «метафизичен» даже в кантовском значении этого слова. В то же время на нем лежит печать метафизики и в современном понимании этой философской категории.

Яндекс.Метрика