Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Характеристика основных направлений в дореволюционной психологии

Умозрительная философская психология занимала господствующее положение в учебных заведениях России, располагала широкими возможностями пропаганды своих идей (журнал «Вопросы философии и психологии» и другие издания) и подготовки кадров философов-психологов. Для выяснения роли этого направления в психологии достаточно ограничиться рассмотрением воззрений наиболее типичных его представителей — Л. М. Лопатина, А. И. Введенского и С. Л. Франка.

Профессор Московского университета Лопатин, бывший одновременно председателем Московского психологического общества и редактором журнала «Вопросы философии и психологии», вырастал в глазах психологов-реакциоперов чуть ли не в «отца» русской психологии. Об этом говорит, в частности, сборник, посвященный Лопатину по случаю 30-летия его научной деятельности (1911). Уже спустя много лет после его смерти белоэмигрант В, В. Зеньковский называл Лопатина самым выдающимся русским психологом. Лопатин действительно может быть назван «выдающимся», по не психологом, а обскурантом; «философский черносотенец», — так кратко, но исчерпывающе охарактеризовал его В. И. Ленин.

По философским воззрениям Лопатин (наряду с С. А. Аскольдовым, Н. О. Лосским и др.) являлся эпигоном Лейбница и рассматривал мир как единый организм, центром которого является единственное абсолютное — бог. Лопатин утверждал субстанциональность души. Разрушение души невозможно, ибо субстанция вечна, а разрушается лишь нечто временное. Ясно, что такого рода утверждения совпадают с религиозным учением о бессмертии души.

Эти откровенно фидеистические идеи и были положены Лопатиным в основу психологической системы, которая наиболее полно изложена в его книге «Курс психологии». Лопатин заявлял, что «спиритуалистическая гипотеза» есть единственная, имеющая право на существование в психологии. Стремясь любыми средствами не допустить проникновения материализма в область психологии, он принимал дуалистический взгляд на душевную жизнь, якобы снимающий «роковые» противоречия и преодолевающий «слабые стороны психологических объяснений... которые неотделимы от монистического построения». Однако дуализм в психологии не мешал ему оставаться монистическим идеалистом в философии.

Вслед за Г. Лейбницем, Г. Л отце и И. Гербартом Лопатин считал, что можно быть и монистом, и метафизиком, и дуалистом во взгляде на человека, тем самым еще раз подтверждая идеалистическую основу своей дуалистической концепции. «Для нас, марксистов, — писал В. И. Ленин, — разница между г. Лопатиным и г. Вилли, Пегцольдом, Махом и К° не больше, чем разница между протестантским и католическим богословами».

Кардинальная идея, которую провозглашал Лопатин относительно методов психологии, заключается в утверждении, что люди все познают «только через призму собственного духа», являющуюся преградой на пути познания, так как все познается через психические «символы» или «значки». Сущность этих агностических взглядов была, как известно, блестяще раскрыта В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм».

Из субъективистского положения о «призме» делался вывод, «обосновывавший» интроспективный характер лоиатинской психологии: «Мы все воспринимаем через наши психические состояния, но именно поэтому самые эти состояния мы уже должны воспринимать прямо, так как иначе мы не могли бы всего воспринимать в них». Нетрудно заметить, что, помимо акта восприятия, Лопатин признает наличие «я», которому непосредственно даны восприятия. Это «я» — все та же сверхвременная духовная субстанция, бессмертная, вечная, непостижимая душа.

Яндекс.Метрика