Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Отказ психологов-эмпириков от борьбы со спиритуалистическими взглядами на душевную жизнь

Сторонники эмпирического направления принципиально отказывались признавать общие закономерности психики и сознания, рассматривать отношения между психикой и окружающим миром И мозгом и т. д. Большинство психологов этого направления отрекались от возможности и необходимости философски осмыслить те факты, которые эмпирически устанавливались ими в научном исследовании. Видный представитель рассматриваемого направления Чиж заявил: «Я разумею психологию как знание, задача которого... определить предмет путем измерения и возможно просто иточно описать; философии психологии я касаться не буду, так как это уже действительно объекты исследования философов»33.

Такая позиция давала возможность, с одной стороны, избегать столкновения с господствующей идеалистической идеологией и тем самым сохранять в отношении к ней нейтралитет, с другой — создавать видимость чистоты и объективности научного исследования.

Отказ психологов-эмпириков от борьбы со спиритуалистическими взглядами на душевную жизнь, попытка встать над схваткой материализма и идеализма вели к тому, что эти психологи постоянно становились предметом жестокой критики как слева, и прежде всего со стороны представителей естественнонаучного направления, так и справа, из лагеря философского идеализма. Примером такой критики справа может служить выступление С. Л. Франка, который в стремлении возродить спиритуалистическую психологию в качестве общего учения о природе душевной жизни и об отношении этой области к другим областям бытия высмеивал несостоятельные претензии неокантианцев, позитивистов и прочих апологетов эмпирической психологии на свободу от общих философских принципов, «от всякой метафизики». И хотя критика эмпириков велась Франком с правых позиций и во имя еще более реакционной психологической системы, тем не менее его выступление интересно как показатель того несомненного факта, что слабость методологических позиций эмпирической психологии осознавалась еще в предреволюционные годы.

Как писал Франк, еще Б. Паскаль заметил, что «презрение к философии есть само уже особая философия». По аналогии с этим даже отрицание души или ее познаваемости есть особое философское учение о душе, ибо оно явно и бесспорно выходит за пределы компетенции эмпирической психологии как естественной науки о законах душевных явлений. Франк констатировал, что «философская психология» существовала всегда и не может исчезнуть: «Она рассеяна, например, во вступительных или заключительных соображениях учебников и исследований по «эмпирической психологии», в рассуждениях «о задачах и методах психологии» (часто наивно воображающих, что можно говорить о задачах и методах науки, не имея обобщающего, философского знания о ее предмете), во всякого рода «введениях в психологию» и рассуждениях об общих вопросах психологии (достаточно вспомнить литературу о «психофизическом параллелизме») и last not least (последний по счету, но не по важности.— А. П.) —в общих философских и гносеологических трудах». Эти замечания попадают не в бровь, а в глаз эмпирической психологии, хотя их автор сам стоял на глубоко ошибочных и крайне реакционных позициях в понимании предмета психологии.

Для эмпирической психологии характерно также использование экспериментальных методов исследования душевных явлений в противоположность умозрению, присущему метафизической психологии. Эксперимент пришел в психологию из естественных наук, и его внедрение в психологический обиход в конце XIX в. вызвало резкое сопротивление со стороны психологов-идеалистов. Но уже в первом десятилетии XX в. многие из них вынуждены были смириться с досадным для них фактом использования лабораторных аппаратов для изучения душевной жизни. И хотя, например, А. И. Введенский смотрел на психологическое экспериментирование как на совершенно пустое, недостойное истинного ученого занятие, однако он поместил в конце своей «Психологии...» описание приборов и способов их использования.

Яндекс.Метрика