Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Успехи физиологов, психологов и дарвинистов, стремившихся дать естественнонаучное объяснение психической деятельности животных

Своеобразный раздел метафизической психологии составляли «труды» служителей православной церкви, в частности статьи, публиковавшиеся в различных клерикальных органах, в особенности в журнале «Вера и разум», который охотно помещал теоретические опусы, «ниспровергающие» материализм. Об этом журнале В. И. Ленин писал: «Наши командующие классы очень часто не стесняются показываться an naturel в специальных тюремных, церковных и тому подобных изданиях. Давно пора нам, революционерам, приняться систематически утилизировать эту «богатую сокровищницу» политического просвещения». Церковники весьма живо реагировали на новейшие веяния в естественных науках, на открытия в области геологии, астрономии, антропологии, физиологии и экспериментальной психологии1.

Успехи физиологов, психологов и дарвинистов, стремившихся дать естественнонаучное объяснение психической деятельности животных, вызывали у них беспокойство и тревогу. Весьма характерна в этой связи проповедь епископа Анастасия на открытии Психологического института. Этот «просвещенный» служитель культа спешил наставить и предостеречь психологов-экспериментаторов от опасности вторжения «в святая святых» церкви — человеческую душу: «Стремясь расширить круг психологических знаний, нельзя забывать о естественных границах познания души вообще и при помощи экспериментального метода в частности. Точному определению и измерению может поддаваться лишь, так сказать, внешняя сторона души, та ее часть, которая обращена к материальному миру, с которым душа сообщается через тело. Но можно ли исследовать путем эксперимента внутреннюю сущность души, можно ли измерить ее высшие проявления?.. Кто дерзнет экспериментально исследовать религиозную жизнь духа? Не к положительным, но к самым превратным результатам привели бы подобные попытки».

Убежденных психологов-идеалистов можно было встретить не только среди профессоров-философов на кафедрах университетов и духовных академий. Так, известный врач и психопатолог А. А. Крогиус, автор ряда интересных работ по психологии слепых, занимая реакционную позицию в вопросах теории психологии, при каждом удобном случае выступал с «опровержениями» материализма, всячески ограждая «чистую психологию» от проникновения в нее экспериментальных методов исследования. На 2-м съезде по педагогической психологии, полемизируя с Ланге, он заявил: «К тому, что есть в душе глубокого и важного, эксперимент не должен, не имеет права подступать. А если бы он и попытался это сделать, то оказался бы бессильным, — дело в таких случаях не в эксперименте, а в понимании духовной жизни, в духовном прозрении».

К правому крылу психологии объективно примыкали махисты, ампириокритики и эмпириомонисты. Не занимаясь разработкой собственно психологических вопросов, они тем не менее выступали с трудами, носившими характер философского введения в психологию. Такова, например, большая статья А. Богданова «Психический подбор», а также ряд разделов его «Эмпириомонизма». Декларируя борьбу с дуалистическим параллелизмом «физического» и «психического», А. Богданов вслед за своими учителями Э. Махом и Р. Авенариусом пытается достичь «монизма» путем рассмотрения «физического» и «психического» в качестве различным образом организованных элементов единого опыта. Однако опыт понимается Богдановым идеалистически, и в конечном счете дуализм уступает место субъективному идеализму. Высмеивая потуги Богданова, пытавшегося скрыть идеалистическую сущность своих взглядов на взаимоотношение «физического» и «психического», В. И. Ленин писал: «Всякий человек знает — и естествознание исследует — идею, дух, волю, психическое, как функцию нормально работающего человеческого мозга; оторвать же эту функцию от определенным образом организованного вещества, превратить эту функцию в универсальную, всеобщую абстракцию, «подставить» эту абстракцию под всю физическую природу, — это бредни философского идеализма, это насмешка над естествознанием».

Найти в Бишкеке, Киргизия, платья оптом от производителя без переплат и посредников.
Яндекс.Метрика