Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Общее состояние психологической науки в России в предоктябрьский период

Предшествующий Октябрьской революции период 1905—1917 гг.— время жестокой политической реакции и нового революционного подъема— сопровождался поляризацией сил во всех областях общественной и научной жизни России. Перед всеми науками, и прежде всего перед науками о человеке и человеческом обществе, стояла дилемма: либо всеми силами и средствами оправдать капиталистическое общество и тем самым продемонстрировать свою лояльность по отношению к существующему строю, либо пойти на открытый конфликт с правящими классами. Стояла она и перед русской психологией. Психология принадлежала в ту эпоху, как и всегда, к числу дисциплин, в которых отчетливо обнаруживается партийный, классовый характер науки.

Развитие психологии в России в предреволюционный период представляет собой сложный процесс, протекающий в условиях острого методологического кризиса. Борьба школ и направлений, осложненная непоследовательностью и эклектичностью воззрений многих психологов, двойственностью и компромиссностыо их позиций, затеняет подлинный смысл того, что имело тогда место в области психологической науки. Развитие психологии в канун Октября не может быть показано в виде единого потока, но нельзя согласиться с темп авторами, которые считали, что в последние десятилетия перед Великой Октябрьской социалистической революцией передовые традиции русской психологин были в значительной мере забыты. Не на голом месте, не в результате полного разрушения старого начинает строиться советская психология. От своей ближайшей исторической предшественницы она наследует значительный фактический материал психологических исследований, ряд методических приемов, а также известные теоретические идеи, идущие от передового русского естествознания и общественной мысли.

Характеризуемый период был периодом кризиса буржуазной психологии. Кризисные явления охватывают всю психологию и находят отражение во всех ее разделах, отраслях и школах1. Причины кризиса в России в основном те же, что и на Западе: основу кризиса составило нарастающее противоречие между развивающейся стихийно-материалистической экспериментальной практикой и субъективистской концепцией сознания, восходящей к Р. Декарту и Д. Локку.

В. Вундт может быть по праву назван отцом европейской буржуазной психологии. Не случайно очень многие крупнейшие западные психологи, действовавшие на рубеже настоящего и прошлого столетий, вышли из лейпцигской лаборатории Вундта. Появление в этот период многочисленных психологических школ было реакцией на отдельные стороны вундтовской концепции психологии. Так, в противоположность акцентированию вундтовской школой исключительной важности интроспективного изучения непосредственных содержаний сознания возникает бихевиоризм и рефлексология. В качестве контроверзы элементализму Вундта возникает гештальтпсихология. В ответ на внимание вундтовской психологии к общечеловеческим закономерностям психики создаются дифференциальная психология и различные течения индивидуальной психологии (в том числе фрейдизм). Наконец, как реакция на оторванность вундтовской психологии от практических пужд возникает психотехника. Таким образом, различные психологические школы того времени в направлении и методе исследования в определенной мере отталкивались от Вундта. Вместе с тем психофизический параллелизм, составлявший теоретическую основу психологии Г. Фехнера и В. Вундта, открывал возможность для развития как идеалистического эпифеноменализма, так и вульгарно-материалистического физиологизма.

Посетить не выходя из дому хенд мейд в интернет магазин Бишкека и купить вещь с доставкой на дом.
Яндекс.Метрика