Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Срок для заявления кредиторами своих претензий к ликвидируемому предприятию

Порядок и срок ликвидации предприятия устанавливаются вышестоящим органом. Тем же органом, без ущерба для выполнения государственного плана, должен быть разрешен вопрос о порядке исполнения заключенных договоров.

Срок для заявления кредиторами своих претензий к ликвидируемому предприятию устанавливается органом, по решению которого производится ликвидация, но не может быть меньше одного месяца.

Положение в отличие от Положения о трестах 1927 года не устанавливает оснований, по которым происходит ликвидация предприятий. В настоящее время ликвидация предприятия происходит в случае признания нецелесообразности его дальнейшего существования. Это имеет место, например, при изменении системы управления производством или при выполнении своих задач созданным для определенной цели предприятием (некоторые строительные предприятия). Совхозы ликвидируются в случаях изъятия у них всей земли для более важных государственных и общественных надобностей (например, в связи с обнаружением полезных ископаемых и организацией на землях совхоза промышленного предприятия по добыче этих ископаемых или строительством гидроэлектростанций, искусственных водных сооружений общегосударственного значения и необходимостью затопления земель совхозов).

Однако следует иметь в виду, что при ликвидации государственного предприятия по соображениям нецелесообразности его дальнейшего существования в связи с изменением системы управления чаще всего возникает другое государственное предприятие, которому передается имущество ликвидированного.

Пункт 108 предусматривает возможность ликвидации предприятия с созданием для этого ликвидационной комиссии или самим директором ликвидируемого предприятия по поручению вышестоящего органа. По правилам, изданным в соответствии с Положением о трестах, во всех случаях ликвидации предприятия на основе распорядительного акта создавалась ликвидационная комиссия. Ликвидация предприятия без образования ликвидационной комиссии подсказана практикой. Это целесообразно в тех случаях, когда по характеру деятельности предприятия и состоянию дел ликвидация его может быть произведена в сравнительно короткий срок, без существенных осложнений, а его имущества достаточно для удовлетворения претензий всех кредиторов.

В п. 108 говорится о том, что ликвидационная комиссия назначается вышестоящим органом, а в случаях, когда ликвидация осуществляется директором предприятия, он проводит ее по поручению этого органа.

В п. 109 подчеркнуто, что вышестоящий орган устанавливает порядок и сроки ликвидации предприятия, а также порядок исполнения договоров.

Под вышестоящим органом Положение понимает орган, которому предприятие непосредственно подчинено. Между тем не каждый вышестоящий орган вправе принимать решение о ликвидации предприятия, а только тот из них, которому такое право предоставлено законодательством Союза ССР и союзных республик, о чем подробно говорилось выше. В связи с этим возникает вопрос, какой вышестоящий орган имеет в виду п. 108: тот ли, который вправе решать вопрос о ликвидации предприятия, или любой вышестоящий орган, которому непосредственно подчинено предприятие, хотя бы он и не вправе был принимать такое решение? Представляется правильным второй вариант.

Яндекс.Метрика